You are currently viewing Задаток на торгах по банкротству

Задаток на торгах по банкротству

Очень много вопросов о задатке на торгах имуществом банкротов. Тема узкая и при этом очень спорная, судебная практика достаточно насыщенная. Несмотря на это вопросы остаются, тема задатка всегда «вентилируется» в околоторговых кругах. Рассмотрим же всё по порядку. Это статья — «живая», будет регулярно пополняться материалом, обновляться с учётом требований законодательства и судебной практики.

Что такое задаток

Задаток — это денежная сумма и у этой суммы есть своё собственное предназначение. Такое предназначение заключается в обеспечении исполнения обязательств сторонами, заключившими между собой договор. В гражданском законодательстве это называется обеспечительная мера, которая защищает одну сторону от недобросовестных действий другой стороны.

Такой юридический инструмент используется при заключении различных сделок. До недавних пор такая форма обеспечения как задаток в большей степени была востребована в сделках купли-продажи недвижимости между физическими лицами. В настоящее время использование задатка получило своё развитие благодаря развитию закупочных процедур, проведению публичных торгов.

В чём же заключается смысл обеспечения обязательств в форме задатка? Работает этот механизм следующим образом.

Задаток всегда платится той стороной, которая оплачивает услуги, товары, работу — это заказчик, покупатель. Соответственно, деньги получает сторона, которая оказывает эти услуги, продаёт товар, имущество или выполняет работу — продавец, исполнитель, поставщик.

В случае неисполнения договоренностей, виновная сторона несёт ответственность, которая в случае использования задатка выражается в следующем.

Если договор не исполняется по вине той стороны которая оплатила задаток (заказчик, покупатель), то денежные средства остаются у другой стороны (продавца, поставщика, исполнителя) на законных основаниях.

Когда за виновной стороной является тот кто получил задаток, тогда он обязан вернуть другой стороне двойную сумму задатка.

Задаток при проведении торгов

Заключение договора на торгах один из предусмотренных гражданским законодательством способов заключения договора. Как гласит часть 1 статьи 447 Гражданского кодекса РФ — договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Законодатель, устанавливая правила проведения торгов, предусмотрел для некоторых типов торговых процедур, в том числе и при проведении торгов по реализации имущества банкротов, задаток, в качестве обеспечения исполнения обязательств сторонами, в первую очередь участниками торгов. При этом уплата задатка — обязательное условие допуска лица, направившего заявку на покупку имущества, к участию в торгах.

Задаток на торгах по банкротству
Основные источники правил, регулирующих отношения, связанные с использованием задатка на торгах банкротов:
  1. Гражданский кодекс РФ — ст.ст. 380, 381
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — ст. 110
  3. Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждённый Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 г. № 495 — задаток упоминается в различных пунктах и разделах этого документа.

Размер задатка

Размер задатка, который необходимо перечислить для участия в торгах определяется арбитражным управляющим, но сумма задатка не может превышать 20% от начальной стоимости имущества.

В предпоследнем абзаце пункта 8 ст. 110 Закона о банкротстве указано следующее: «Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия».

Это правило, вполне понятное на стадии проведения аукционов, начинает буксовать при проведении торгов посредством публичного предложения.

Мнения арбитражных управляющих по вопросу размера задатка на отдельных этапах публичного предложения сильно отличаются. На практике сложилось два подхода к определению размера задатка в период проведения публичного предложения.

Одни арбитражные управляющие определяют одинаковый размер задатка для всех этапов публичного предложения. В расчёт берётся начальная стоимость имущества, установленная для первого периода «публички». При таком подходе, может сложиться ситуация, когда на последних этапах публичного предложения размер задатка будет превышать начальную стоимость имущества, установленную для текущего этапа.

Отметим, что такой расчёт размера задатка является неправильным и не соответствует требованиям закона. Этот вывод основан не только на собственном понимании установленных норм права, но и подтверждается судами при разрешении споров.

Так, например, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 01.07.2016 г. № 305-ЭС16-3457 по делу № А40-117109/2010 указала, что «законодательное ограничение размера задатка направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах» и далее — «Расчет задатка исходя из начальной продажной цены аукциона или предшествующих этапов публичного предложения фактически нарушает законодательное ограничение размера задатка и приводит к нелегитимности торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить в конкурентной борьбе цену текущего этапа.»

Несмотря на это, имеют место быть на торгах факты установления размера задатка в зависимости от начальной стоимости имущества, установленной для первого этапа публичного предложения и неизменности рассчитанной суммы для всех этапов «публички».

Об одном способе расчёта размера задатка мы рассказали. После этого должно быть всё понятно в отношении второго, «правильного» способа, тем не менее скажем и о нём.

Единственно правильным и соответствующим требованиям закона является расчёт размера задатка, когда он рассчитывается исходя из начальной стоимости имущества, установленной для каждого конкретного периода публичного предложения

Перечисление задатка

Перечисление задатка является одним из обязательных условий допуска участника к торгам. Направление заявки на торги без перечисления заявки технически возможно, но такая заявка будет отклонена, а участника не допустят к торгам.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) указывает, что в случае, если на дату составления протокола об определении участников торгов поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено, то организатором торгов принимается решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах (ч. 12 ст. 110).

Перечисление денежных средств происходит исключительно в безналичной форме. Средства поступают на расчётный счёт, открытый специально для учёта залоговых поступлений.